Мало кто из представителей новой волны был так же популярен, как Culture Club. В начале 80-х им удалось своими легкими поп-соуловыми композициями семь раз поразить Тор10 в Британии и шесть раз - в США. Хотя их песни были, что называется, схватываемы на лету, основой успеха, без сомнения, стал яркий харизматичный лидер Бой Джордж (Boy George). Его яркие, вычурные одеяния и броский макияж сделали появление Culture Club сенсацией на раннем MTV. Кроме своего внешнего вида и нетрадиционной сексуальной ориентации, Бой George обладал острым языком и его едкие комментарии и эпиграммы обеспечили ансамблю постоянное внимание масс-медиа в Англии и США. Часто причисляемые к "новым романтикам", - в основном из-за имиджа солиста, - Culture Club ими никогда не являлись, хотя и черпали свое вдохновение в том же источнике - северном соуле. По сути, коллектив был самой настоящей поп-группой, за счет чего и оказался больше востребован слушателями. К сожалению, их время в лучах славы было коротким и не только потому, что они не смогли следовать за изменчивой модой MTV, но в первую очередь, из-за внутренних разногласий, во многом вызванных пристрастием Джорджа к наркотикам. К 1986 году Culture Club распались, оставив потомкам целый ряд композиций, ставших классикой эры новой волны.
Сын менеджера боксерского клуба Бой Джордж - урожденный Джордж О'Дауд (George O'Dowd, 14 июня 1961) - увлекся глэм-роком T. Rex и Дэвида Боуи (David Bowie) еще когда был тинейджером. В конце 70-х он стал регулярным посетителем ново-романтических клубов (в том числе и культовых "У Билли" и "Блитц"). Вместе со своими друзьями Мэрилином и Мартином Дегвиллами (Marilyn and Martin Degville) (будущими членами Sigue Sigue Sputnik), он стал широко известен в среде Лондонского андеграунда из-за своего экстравагантного чувства стиля, благодаря чему и был приглашен Малколмом МакЛареном (Malcolm McLaren) в ранний состав Bow Wow Wow. Вскоре Джордж ушел, чтобы с басистом Мики Крейгом (Mikey Craig) сформировать проект In Praise of Lemmings. Когда к ним присоединился гитарист Джон Сьюд (Jon Suede), они изменили название на Sex Gang Children. Через пару-тройку месяцев к коллективу присоединился профессиональный ударник Джон Мосс (Jon Moss), ранее уже игравший в Adam & the Ants и the Damned.
К 1981 году Бой Джордж переименовал группу в Culture Club, а Сьюд был заменен на Роя Хэйя (Roy Hay), бывшего члена Russian Bouquet. Ближе к концу года, они записали несколько демо-треков для EMI, но лейблу они не понравились, а контракт был заключен в начале 1982 года с Virgin Records. Той же весной вышел сингл "White Boy", за ним последовал "I'm Afraid of Me". Ни первая ни вторая композиция в чарты не попали, зато британская популярная пресса стала оживленно обсуждать внешний вид Боя Джорджа. В конце года Culture Club буквально ворвались в мировые хит-парады с синглом "Do You Really Want to Hurt Me" (#1 UK, #2 USA). Появившийся в продаже спустя некоторое время, дебютный альбом коллектива Kissing to Be Clever (1982), быстро поднялся в таблицах популярности до 5-й позиции, а следующий сингл "Time (Clock of the Heart)", не вошедший в лонгплей, стал третьим. В Соединенных Штатах достижения группы также оказались значительны: в начале 1983 "Time" стала второй, а "Church of the Poison Mind" и "I'll Tumble 4 Ya" оказались в Тор10, (первая - #2 в Англии).
К моменту выпуска второго альбома Culture Club Colour By Numbers в конце 1983 -го коллектив был самой популярной поп-рок группой в Европе и Америке, уже удостоившись Грэмми в категории "Открытие года". "Karma Chameleon" занял первые места по обе стороны Атлантики, а сам лонгплей достиг первого места в Англии и второго - в Штатах. В 1984-м группа вновь на гребне успеха: "It's a Miracle" и "Miss Me Blind" вошли в Тор10, но последовавший в конце года третий лонгплей , Waking Up With the House on Fire (1984) показал, что публике постепенно начинают приедаться игры в переодевания и слащавые песенки. Тогда как композиция "The War Song" пользовалась успехом в Англии (#2), сам альбом стал относительным разочарованием в Америке, получив по результатам продаж платину, тогда как его предшественник сделал в четыре раза большие сборы.
Вслед за недолговременным гастрольным туром в феврале 1985 года, в творчестве Culture Club наступил застой, во время которого Крейг, Мосс и Хей занимались музыкой вроде как сами по себе, в то время как Джордж, ранее на публике отрицавший свое пристрастие к наркотикам, впал в жуткую героиновую зависимость. Кроме того, его отношения с гомосексуальным партнером Моссом, которые и ранее были неровные, совсем разладились. Все эти проблемы до поры до времени оставались неизвестными широкой публике, но с возвращением коллектива на музыкальную сцену весной в 1986 году, стало очевидно, что Culture Club столкнулся с внутренними противоречиями. Хотя их первый после долгого молчания сингл "Move Away," стал хитом (#7 UK, #12 USA), последовавший альбом From Luxury to Heartache (1986) продержался в чартах лишь пару месяцев. Все усиливавшееся пристрастие Джорджа к героину достигло кульминации, и он был вынужден публично объявить о своей болезни. В июле он был арестован британской полицией за хранение наркотиков. Спустя несколько дней клавишник Майкл Рудецки (Michael Rudetski), игравший на From Luxury to Heartache был найден мертвым в доме Джорджа в результате передозировки героина. Родители Рудецки пытались обвинить в смерти сына Бой Джорджа, но безуспешно.
Все эти удары подкосили ансамбль, и в то время, как их лидер боролся с наркотической зависимостью, Culture Club распались. Джордж подтвердил распад группы весной 1987-го и начал сольную карьеру в том же году. Ему удалось записать несколько танцевальных композиций ставших хитами в Европе, но в Америке вплоть до 1992 года удача обходила его стороной. Ситуацию удалось переломить синглом "The Crying Game", кавером на композицию Дэйва Берри (Dave Berry's). Песня вошла в звуковую дорожку к одноименному фильму и получила номинацию на Грэмми как лучший саундтрек. В 1995 году Бой Джордж опубликовал свою автобиографию Take It Like a Man., а Culture Club воссоединились в 1998 году для выпуска двойника VH1 Storytellers/Greatest Hits.
Дискография:
1982 Kissing to Be Clever (EMI)
1983 Colour By Numbers (Atlantic)
1984 Waking Up With the House on Fire (Alliance)
1986 From Luxury to Heartache (EMI)
1999 Don't Mind If I Do (Virgin)
2003 12" Mixes Plus (Virgin)
2003 Colour by Numbers [Bonus Tracks] (Virgin)
2003 Waking Up With the House on Fire [Bonus... (Virgin)
2003 Kissing to Be Clever [Bonus Tracks] (Virgin)
2003 VH-1 Storytellers [live]
Project Ispolin 2006. All rights reserved.
Сияние надписи
CULTURE CLUB