Hi-NRG как общее наименование синтезаторной танцевальной музыки прошло через несколько эпох с начала семидесятых. Следующая справочная информация отражает эти периоды, содержит основные факты истории и упоминания об исполнителях, наиболее повлиявших на развитие Hi-NRG.
ЭРА DISCO: 1975-1980
Создание Hi-NRG.
С чего же начиналось диско-движение и почему оно стало таким популярным?
Первые дни диско в середине 70-х начинались с GLORIA GAYNOR (“Never Can Say Goodbye”), VAN McCOY ("The Hustle"), THELMA HOUSTON "Don't Leave Me This Way", SILVER CONVENTION ("Fly Robin Fly"). Эти исполнители нового жанра были пионерами в любом смысле этого слова. Их песни передают климат счастья, свободы и веселья - ощутимые изменения, учитывая рок музыку, преобладающую на радиоволнах. Появляющиеся проекты определяют основное направление и популярность начала диско-движения. Материал, предлагаемый этими коллективами, сразу принимается слушателями, становясь классикой и повышая интерес к новому направлению. В 1977 году последовала атака групп и исполнителей, выпускающих хит за хитом, которые заполняют чарты, вытесняя рок-арену. Диско "укрепилось" в каждом хит-параде музыкальных радиостанций и на дискотеках во всём мире. Двумя наиболее влиятельными лэйблами были Philadelphia International и Salsoul (главным образом между ' 75 и ' 79 годами). Изобилие проектов и песен было поражающим. Сливки того периода: DONNA SUMMER & GIORGIO MORODER (“I Feel Love” - 77), BEE GEES (“Saturday Night Fever Soundtrack” - 78), CHIC “Good Times”и “Le Freak”, VILLAGE PEOPLE (“YMCA”, “Macho Man” - 78), SYLVESTER (“Disco Heat” - 78), GLORIA GAYNOR (“I Will Survive” - 78), KC & The SUNSHINE BAND (“Shake Your Booty” - 75 и “Get Down Tonight” - 76) и ABBA (“Take A Chance On Me” - 78). Все эти песни характеризуются основными деталями, присущими нынешней традиционной Euro-NRG музыке. Также ключевую роль в эту эру сыграл мега-продюсер GIORGIO MORODER. Его работа с DONNA SUMMER прославила обоих, и даже сейчас MORODER незаурядный мастер всей Euro-NRG танцевальной музыки. Вечная “I Feel Love” насыщена синтезаторным звучанием и показывает умение автора, чьи подобные произведения первыми достигали успеха. Moroder также продюсировал: The SPARKS, IRENE CARA, PHILIP OAKEY, SIGUE SIGUE SPUTNIK, BERLIN, NINA HAGEN, BONNIE TYLER и многих других.
Другим видным продюсером был GREGG DIAMOND. Между 1977 и 1980 годами он развил собственное, очень примечательное звучание, продюсируя ANDREA TRUE CONNECTION, BIONIC BOOGIE и GLORIA GAYNOR. Другие группы того периода: LIPPS INC. ("Funkytown" - 79), PATRICK HERNANDEZ ("Born To Be Alive" - 79), AMII STEWART ("Knock On Wood" - 79), BONEY M ("Rasputin", "Rivers of Babylon" - 79), MICHAEL JACKSON ("Don't Stop 'Till You Get Enough" - 79), ABBA ("Voulez-Vouz" - 79), FRANCE JOLY из Канады ("Come To Me" - 79), и, конечно, DIANA ROSS ("Upside Down" и "I'm Coming Out" - 80). В последние два года диско-эры рок исполнители ‘записались’ в массу диско-артистов из-за большой популярности данного жанра. KISS - "I Was Made For Loving You", CHER "Take Me Home" и BARBARA STREISANT - "The Main Event" - гиганты, сделавшие дополнительные деньги для себя благодаря диско.
В конце семидесятых появляется движение, негативно отзывающееся о диско. Что-то взбрело в голову Чикагскому ди-джею, организовавшему массу антидиско собраний на стадионах и одобряющего любого и каждого, приходящего и сжигающего диско-записи. "Disco Sucks" - вот лозунг тех дней, когда, увы, завершилась эра классического диско. Произошедшие далее изменения в Euro-NRG были результатом достижений музыкальной технологии и диско разделилось на два движения танцевальной музыки: Euro-NRG и House. И что интересно: город Чикаго, ответственный за развал диско, стал местом рождения музыки house.
ДНИ СЛАВЫ EURO-NRG. ЧАСТЬ I: с 1981 по 1983.
На пересечении диско и Euro-NRG музыкальная индустрия должна была утвердится. Оставшиеся в "живых" могли переоснастить и переустроить не только свои собственные студии, но также и подход к танцевальной музыке без диско-звучания. Быстрое развитие технологий не могло не повлиять на музыку и создание танцевальных песен с помощью компьютера становится нормой. На радиоволнах доминируют синтезаторные группы из Англии. ABC, A FLOCK OF SEAGULLS, DEPECHE MODE, SPANDAU BALLET, THE HUMAN LEAGUE пожинали плоды собственного открытия. Появляется много классиков традиционного Euro-NRG, способных создавать секвенцию с помощью компьютера и использовать изобилие новых звуков и ударных. Часть их также из США. Лидирует BOBBY ORLANDO с "O" Records . От BOBBY ORLANDO увидели свет хиты THE FLIRTS: "Calling All Boys" (82), "Suspicious Minds" (82), "Passion" (82) и "Danger" (84). Опекаемый HARRIS GLENN MILSTEAD, DIVINE был подключён к Итало-Американскому продюсеру BOBBY ORLANDO в Нью Йорке, когда BOBBY O (он предпочитает именно такое имя) был 21 год. DIVINE был известен как кинозвезда до Euro-NRG карьеры. Работа с BOBBY O была очень успешной и на "O" Records выходят хит за хитом. С 1981 по 1983 год появляются классические Euro-NRG трэки "Native Love","Shoot Your Shot", "Jungle Jezebel" и "Love Reaction". В конце 1983 года DIVINE покидает O Records и заключает в 1984 году соглашение с In Tune Records из UK. Звездой Megatone Records был продюсер PATRICK COWLEY, подаривший нам хиты: "Menergy" (80), "Megatron Man" (81). Его продукция заполнила все танцполы западного континента. В Сан Франциско на базе Moby Dick Records появляется продюсер BILL MOTLEY и THE BOYSTOWN GANG. Их вклад в Euro-NRG: "Ain't No Mountain", "Cruising the Street" и "Can't Take My Eyes Off You" (82).
Среди других хитов Euro-NRG того времени: IRENE CARA "Fame" (81) и "Flashdance (What A Feeling)" (82) - обе песни принесли IRENE CARA Оскар как лучшие саундтрэки года. HAZELL DEAN "Searchin'" (83), VIOLA WILLS "If You Could Read My Mind" и "Stormy Weather" (82), MIQUEL BROWN "So Many Men, So Little Time" (82), из Бродвейских "CATS" вышли MENAGE "Memory" (82), LISA "Rocket To Your Heart" (83), последний вклад Канады в Euro-NRG это вещи от TRANS-X "Living On Video" (83) и LAURA BRANIGAN "Gloria" (83).
ДНИ СЛАВЫ EURO-NRG. ЧАСТЬ II: с 1984 по 1990.
Вернёмся к Proto Records ... в 1984 году DIVINE оказывается в одной команде с выдающимся продюсером Pete Waterman. Появляется другой классический Euro-NRG хит на все времена "You Think You're A Man". К Pete присоединяются его коллеги-продюсеры и образовывают троицу Stock/Aitken/Waterman. Успех этого трио во второй половине 80-х годов был удивительным. Stock/Aitken/Waterman (SAW) были среди первых из числа англичан по созданию хитов во всём мире и записаны в историю Euro-NRG как самые успешные продюсеры. Среди их продукции: DEAD OR ALIVE ("You Spin Me Round" - 84), KYLIE MINOGUE ("The Locomotion" - 86), RICK ASTLEY ("Never Gonna Give You Up", "Together Forever" - 87, "Take Me To Your Heart" - 89), BANANARAMA ("Venus", "Love, Truth and Honesty", "Love In the First Degree" - 88), MEL & KIM ("Showing Out" - 87 и "Respectable" - 88), MANDY ("Don't You Want Me Baby" - 88), PAT & MICK ("Haven't Stopped Dancing Yet" - 88, "Let's All Chant" - 88 и "Use It Up, Wear It Out" - 90) и LONNIE GORDON ("Happening All Over Again" - 90). Появляется дуэт The PET SHOP BOYS. Работая с легендарным продюсером BOBBY O в 1984 году они выпускают "West End Girls" и становятся №1 во всём мире. Хиты следуют один за другим: "Opportunities", "In The Night", "Suburbia", "Love Comes Quickly", "What Have I Done To Deserve This?" и "It's A Sin" становится самой лучшей работой дуэта в этот период. В 1984/85 годах Euro-NRG мир обогащается новыми творениями Его Королевского Величества GIORGIO MORODER. Его интересовал не только захватывающий дух голос DONNA SUMMER, но также и два лидера-вокалиста групп “нео-романтики” начала восьмидесятых: LIMAHL (KAJAGOOGO - "Too Shy") и PHILIP OAKEY (THE HUMAN LEAGUE - "Don't You Want Me"). Два сингла, выпущенные OAKEY/MORODER и LIMAHL/MORODER, остались вечными гимнами Euro-NRG и оба достигли позиции №1 во всей Европе. "Electric Dreams" из фильма с тем же названием по-прежнему увлекает ‘по детски рифмованной’ мелодической формой и проникновенным голосом PHILIP OAKEY. "Neverending Story" от LIMAHL/MORODER, показывает, что за последние годы умение GIORGIO MORODER создавать шедевры не уменьшилось. В итоге успех OAKEY/MORODER с "Electric Dreams" способствовал выходу в 1985 году альбома с простым названием "PHILIP OAKEY & GIORGIO MORODER" - радость инструкторов по аэробике. Два следующих сингла с этого альбома "Goodbye Bad Times" и "Be My Lover Now" поддержали успех дуэта. Основной же вклад Северной Америки в жанр Euro-NRG был из Торонто (Канада), где расположена Power Records.
Этот очень важный период Euro-NRG открыл другие кроме США и Англии страны-поставщики NRG-хитов. Западная Германия и Италия были новыми конкурентами в списках как и Канада, Скандинавия и Голландия. Это было время, когда вклад США в мир Euro-NRG заметно снизился, вытесняемый новыми Европейскими конкурентами и Англией, всё ещё лидирующей в движении. Из Западной Германии новоприбывшие MODERN TALKING (BLUE SYSTEM в 1987) обогатили нас своим прославленным проникновенным звучанием. FANCY, BAD BOYS BLUE, SANDRA и THE TWINS - немцы и их новый саунд, как обычно, был безупречен! Гармоничное сочетание формы, пения, технологии и производства были нормой и материал стал завоёвывать Euro-NRG клубы. MODERN TALKING "You're My Heart, You're My Soul" (84), "Diamonds Never Made A Lady" (84), "Atlantis Is Calling" (86). После ухода вокалиста в1987 году DIETER BOHLEN выдаёт нам "Under My Skin" (87), "Love Suite" (87) и классику "Magic Symphony" (88), "Romeo & Juliet" (90). Вклад FANCY - просто молоко и мёд: "Slice Me Nice" (84), "Chinese Eyes" (85), монументальная вещь "Flames Of Love" (88), шесть месяцев №1 в Испании - "Bolero" (86), два пробивных хита "Angel Eyes" и "No Tears" (89) и необычная "When Guardian Angels Cry" (90). SANDRA, ставшая женой MICHAEL CRETU - создателя ENIGMA, была в своё время в центре внимания. "Everlasting Love", "In the Heat of the Night", "Stop For a Minute", "You Are So Beautiful", "Hi, Hi, Hi" и "Heaven Can Wait" - её вклад в Euro-NRG. Coconut Records и замечательные авторы TONY HENDRICK & KAREN VAN HAAREN представили нам BAD BOYS BLUE. Хиты этой команды - "You're A Woman" (84), "Come Back and Stay" (87), "A World Without You" (88), "Hungry For Love" (88), "Lady In Black" (89), "A Train To Nowhere" (89), "How I Need You" (90), "Jungle In My Heart" (90). Также на этом лэйбле выходят вещи SILENT SIRCLE - AXEL BREUTING едва ли не самый умелый автор проникновенных классических вещей eurodisco. Хиты от MIKE MAREEN "Love Spy", "Dancing In The Dark" популярны у аудитории наравне с другими текущими хитами из Германии. THE TWINS не предложили ничего, кроме просто безупречного Euro-NRG в этот период. Другим конкурентом из Европы была Италия. Звучание Italo-Disco, появившееся в эту эру, было немного веселее и не таким серьёзным, как у двойников из Западной Германии. Инструкторы по аэробике со всего мира заулыбались шире, когда Итальянцы предложили новую музыку для пользования. Они также подарили нам бесчисленный набор звёзд, пополнивших Зал Славы Euro-NRG. Впереди всех оказались KEN LASZLO, RADIORAMA, DEN HARROW... Заслуга коммерческого подхода к производству музыки. Среди лучших Italo-Еnergy хитов: KEN LASZLO "Hey Hey Guy" (84), "Tonight" (85), BALTIMORA "Tarzan Boy" (86), Самым знаменитым Итальянским Euro-NRG продюсером был и остаётся MARK FARINA. Также была 'ветвь' Euro-NRG, обычно упоминаемая как Sleazy, история которой начиналась в Дни Славы II. Sleazy в своей основе - eurodisco, но обычно с битом меньше стандартных 124-136 ударов в минуту (102-122). Sleazy мечтательная, более мелодичная ветвь, наполненная сверхчувствами. Она дожила и до наших дней. Самые известные вещи в духе Sleazy: GAZEBO "I Like Chopin" (83); SAVAGE "Don't Cry Tonight", "Only You" (83/84); MODERN TALKING "You're My Heart, You're My Soul" (84); LIAN ROSS "Fantasy" (86).
Ах ... Что были за деньки! Мы никогда более не почувствуем заряд энергии, сравнимый с Euro-NRG. Было не только качество музыки в ту эпоху, но и количество качества! Число больших Euro-NRG хитов, которые можно было слышать между 1989 и 1990 годами просто поражает. Взлёт в конце восьмидесятых немедленно закончился жёстким и громким падением в Euro-NRG мире.
ТЁМНЫЕ ГОДЫ: с 1990 до 1993.
Что случилось? Кто продолжил создание Euro-NRG? Релизы танцевальной музыки были ли хитами Euro-NRG? Воссоединение DONNA SUMMER и GIORGIO MORODER для "Carry On" (90), HUMAN LEAGUE "Heart Like A Wheel" (90), BLUE SYSTEM "Deja Vu" (91), GINA T "Tokyo By Night" (91), KEN LASZLO "Mary Ann" (92), BAD BOYS BLUE "Save Your Love" (93) и FANCY "Love Has Called Me Home" (93) не заставили себя ждать. Появилось достаточно много новых Euro-NRG лэйблов, ставших широко известными. Almighty Records, появившись в Лондоне, подарил нам "Neverending Story" LIMAHL, исполненную OBSESSION. Мечта Euro-NRG сбывается и Almighty Records открыли новый способ, чтобы остаться на плаву - выпуск кавер-версий. И что самое важное, новый саунд танцевальной музыки хорошо продавался и звучал в Американских Euro-NRG клубах. Как искусство имитирует жизнь, так и жизнь имитирует искусство и музыка также отражала настроение общества. Восходящие из андеграунда музыкальные направления не стоит считать Euro-NRG. Это был hip-hop, techno, house и т.п.; все перемешалось и подкармливало танцполы. Если вы поклонник Euro-NRG и хотите танцевать под хорошую музыку, то следует остаться дома с пивом и крутить свой старый материал (или каверы Euro-NRG хитов от Almighty). Группы BLACK BOX, C&C MUSIC FACTORY, 2UNLIMITED, TECHNOTRONIC, The KLF и SNAP преобладали на танцполах. То было грустное время для фанов Euro-NRG и в их честь не будем долго задерживаться на данном периоде. Скажем только, что то время разбудило поклонников Euro-NRG со всего мира.
ПОЯВЛЕНИЕ EUROENERGY: 1993 до сегодняшних дней.
Всё возвращается. Euro-NRG подверглось некоторым изменениям и появились новая технология, звучание и новое отношение к созданию музыки. Быть может удар от ‘Euro’ стиля Euro-NRG последовал после переосмысления подхода к танцевальной музыке группы SNAP. Их песня “Rhythm Is A Dancer” возвестила приход эры euroenergy. Основная рэп-линия была отредактирована на “Rhythm…” на 12” миксе. Доброе начало! Там поётся “…your love is cancer’cause rhythm is a dancer…” Звучание всё ещё с оттенком мрачности и более меланхоличное, чем традиционное беззаботное Euro-NRG. Этот новый стиль танцевальной музыки заполнен синтезаторами и запоминающимися мелодиями, приправлен сильными ударными и мощным вокалом с накладками. Энтузиасты Euro-NRG немедленно приняли новое направление как часть создаваемого Euro-NRG. В те годы всё больше и больше исполнителей выпускали песни, подобные SNAP "Rhythm...". От Coconut Records из объединённой Германии пришёл HADDAWAY (благодарность TONY HENDRICK & KAREN VAN HAAREN). Его первые работы добавили топлива в euro-двигатель. "What Is Love" от HADDAWAY качнула каждого. Вспомните также немецкий коллектив CULTURE BEAT с классическим хитом "Mr. Vain". Пришло время "сожжения" вашего BLACK BOX и записей KLF: euroenergy делает первые шаги. Между 94/95 мы услышали много новых команд и можно сказать, что начались Дни Славы Euro-NRG III. Слава немцам за множество euro-прорывов 1994 года: The REAL McCOY, LE CLICK и LA BOUCHE. На верхних позициях оказываются MASTERBOY. Они писали не только для себя: ("Feel the Heat of the Night", "I Got To Give It", "Land of Dreaming", "Show Me Colours", "Just For You"), также для Mr. PRESIDENT ("Coco Jamboo", "I Give You My Heart") и ICE MC ("Music for Money" и "Give Me the Light"). Следующий в списке - DIETER BOHLEN. Работа с MODERN TALKING в середине восьмидесятых и успех BLUE SYSTEM позволяют причислить его к наиболее содержательным и трудолюбивым авторам в истории euro/Euro-NRG. Список его хитов бесконечен. FRANK FARIAN, также из Германии, в недавнем прошлом снабжал нас золотом в лице LA BOUCHE и LE CLICK. Обе группы - результат его производства и фаны Euro-NRG рады видеть его в действии после работ с BONEY M и поп-марионетками начала 90-х MILLI VANILLI. Говоря об Италии, необходимо упомянуть об известном лэйбле S.A.I.F.A.M., где в своём капитанском кресле восседает автор/продюсер 80-х MARK FARINA. Качество и количество продукции S.A.I.F.A.M. в 90-х было невероятным и, несмотря на неудачи, в целом состоялось много хитов. Ken Laszlo получил второе рождение благодаря FARINA и его Factory Team ( "What A Lonely Night" и "Whatever Love" ). Исполняя песни в дуэте с JENNY, KEN LASZLO по-прежнему поддерживает свой материал и способен петь как в середине 80-х. Возвращаются некоторые исполнители, знаменитые в Дни Славы Euro-NRG I, II. Особенно это касается Германии, где создают вещи TWINS, FANCY и BLUE SYSTEM. FANCY, без сомнения - гигант Euro/Euro-NRG и, как и DIETER BOHLEN, он показывает, что не потерял форму. Никого не оставят равнодушным "D.I.S.C.O" (99) или "Give Me A Sign" (01). Релизы BLUE SYSTEM - "Laila" в 1995 и "Only With You" в 1996 дают понять, что производство способно измениться и приспособиться к любому музыкальному стилю. Воссоединение MODERN TALKING и последний альбом этого дуэта показывают неиссякаемый творческий запас DIETER BOHLEN. Следующий основатель, вернувшийся на сцену - BOBBY O. В 1996 он учреждает Reputation Records в Нью-Йорке и возвращается в мир Euro-NRG.
Могла ли эпоха Eurodance качнуться в сторону Euro-NRG конца 80-х?
Эти вещи нам подходят и не зависят от происходящих изменений. BOBBY ORLANDO с надеждой отзывается о будущем Euro-NRG: "Мы вместе проведём Euro-NRG в Новую Эру ... в великое и славное XXI Столетие, в котором Euro-NRG будет подобно могучей крепости над всем остальным миром". Насколько верны эти слова? Euro-NRG, будучи нормой прошлого, сейчас продолжает развиваться и изменяться. Что бы ни происходило в мире танцевальной музыки, заложенный стандарт звучания Euro-NRG в том или ином виде присутствует и в популярных сейчас поп-хитах, да и огромный багаж мелодий и ритмов, бесчисленное число хитов, созданных за почти 30-ти летний период позволяют оценить значимость Hi-NRG для поколений любителей музыки второй половины прошлого столетия.
Project Ispolin 2006. All rights reserved.
Сияние надписи
HISTORY of HIGH ENERGY