Нельзя не сказать и про так называемое Italo-disco (италодиско), термин, который последнее время всё чаще используется в связи с рассматриваемым нами стилем. В нашей стране понятие италодиско не очень распространено, зато стоит зайти на модный европейский сайт, и там вы сразу же с ним столкнётесь. Так что же это такое - италодиско?
Впервые этот термин возник ещё в 1983-м, когда немецкий концерн ZYX выпускает сборник на двух дисках "The Best Of Italo Disco". Успех сборника был такой, что он разошёлся в миг. Сборники стали выходить регулярно, примерно, как у нас сборники "Союз", став визитной карточкой студии ZYX. Выпуск их закончился лишь в 1989-м году вместе с существованием самого стиля, когда эта музыка потеряла актуальность. Популярность сборников быстро внедрила в обиход новое в мире музыки понятие "италодиско", и с этого момента подавляющее большинство итальянских хитов стали относить к нему. Включались в эти сборники конечно же не только итальянцы и не только диско, так как ZYX работал и с иностранцами, поэтому и сам стиль италодиско гораздо больше, чем музыка итальянцев. В нём работали и англичане и французы и немцы (в них ZYX был особенно заинтересован, как немецкий концерн). Теперь, по пришествию времени к италодиско относят не только те песни, которые включались в сборники танцевальной музыки. Это понятие оказалось гораздо шире, охватив собой целый пласт музыкальной культуры 80-х годов. Что это за стиль, каковы его основные представители, и чем он отличается от классического и европейского диско мы сейчас рассмотрим. Как зарождался стиль...  К родоначальникам итальянского диско стоит отнести горячо любимых в нашей стране звёзд начала 80-х: Ricchi E Poveri ("Mama Maria"); Al Bano и Ramina Powers - семейный дуэт, прославившийся своими романтическими гимнами любви: "Liberta", "Fellicita", "Picollo Amore", и даривший радость поклонникам не один десяток лет, Адриано Чeлентано ("Susanna", "Serenada") замечательного актёра и певца, секс-символ 70-х, лицо итальянского кино, Pupo ("Un amore"), знаменитого композитора и певца Тото Кутунью ("Serenada"), Richardo Follee, Toni Esposito, Rafaella Chiarra ("Bollare"). Все эти артисты блистали на итальянской эстраде в конце 70-х - начале 80-х. Этот пласт музыкальной итальянской культуры непосредственно предшествовал италодиско. Это ещё не италодиско, но замечательные песни о любви, сыгранные на настоящих инструментах в духе 70-х годов. Как и во всём мире, в Италию пришли новые технологии создания музыки, позволившие использовать MIDI-секвенцию ударных, клавишных и басовых партий. Если ритм композиции, сыгранной вживую ограничен скоростью (даже хороший ударник не сможет бить по тарелкам бесконечно быстро), то скорость компьютерного диско, казалось, не сдерживается ничем. Музыка становится более быстрой, а значит и более чёткой. Ударные зазвучали с новой скоростью! В музыкальный мир стремительно вошёл новый ритм - 120 ударов в минуту!  Первые ласточки нового стиля - La Bionda ("One For You, One For Me"), Macho ("I'm А Мan"), Harry Thuman ("Underwater"), Gary Low ("You Are An Angel"), Mauro ("Buona Siera Ciao"). Это диско на стыке 70-х и 80-х, первая проба пера в компьютерной секвенции. Звучание этих композиций сильно отличается от вышеназванных по темпу и звуковой окраске. Новый ритм заводил гораздо больше, становясь всё более популярным.   Новая музыка оказалась настолько удачной, что этот стиль стали перенимать почти все студии, которые старались следить за музыкальной модой. Быстрые и весёлые мотивы полились из всех окон и магазинов в солнечной Италии, а многочисленные туристы, которые приехали смотреть Колизей, развозили пластинки с Righeira, Maco и Mauro по всей Европе...  Чтобы лучше разобраться в этой музыке, я предлагаю здесь свой небольшой хит парад, Top 40 италодиско, в которой вошли популярнейшие участники сборников "The Best Of Italo Disco"             

ХИТ - ПАРАД Italo-Disco

1. Eddy Hunington-Back In Ussr
2. The Flirts-Loveless
3, Radiorama-Aliens
4. Ken Laszlo-Glasses Man
5. F.R.David-Pick Up The Phone (Hi-NRG)
6. Savage-Radio
7. Gazebo-I like Chopin
8. Del Faro-Bandiere
9. Scotch-Disco Band
10. Silent- CircleTouch In The Night
11. Fancy-Bolero
12. Pet Shop Boys-Heart (Hi NRG)
13. K.B.Caps-Do You Really Need Me
14. Ken Laszlo-12345678
15. Baby's Gang-Happy Song
16. Roger Meno-I Find The Way
17. Mike Mareen-Agent Of Liberty
18. Patty Ryan-Stay With Me Tonight
19. Avelage-Johny Johny Come Here
20. Fancy-Slice Me Nice
21. Troll-Jimmy Dean
22. Gina -TTokyo By Night
23. Mozzart-Money
24. Digital Emotion-Get Up
25. Lian Ross-Say You Never
26. Mr. Zivago-Little Russian
27. Moon Ray-Comanchero
28. Saphir-Storm Of Love
29. Amadeus List-Win The Race
30. O' Kay-O'Kay
31. Baby's Gang-Challenger
32. The Flirts-Opposites Attract
33. Baltimora-Tarzan Boy
34. Radiorama-Chance To Desire
35. Scotch-Deliromind
36. Den Harrow-Don't Break My Heart
37. Fancy-Lady Of Ice
38. Scotch-Plus, plus
39. Bisquitte-Zoo, Zoo
40. Radiorama-Yetti
Если в 80-е италодиско было всего лишь названием сборников, которое расшифровывалось, как "то,что сейчас крутят в Италии на дискотеках", теперь его превозносят, как самостоятельный стиль. Не будем спорить. Скажем только, что итальянская музыка всегда выделялась своим неповторимым колоритом. Итальянцы вообще очень музыкальная, эмоциональная, романтическая нация; сам итальянский язык, сама атмосфера в этой стране очень хорошо располагает к такой музыке. Знаменитая итальянская опера известна во всё мире, и даже в итальянских фильмах музыка всегда подобрана с большим вкусом. Италия - это и страна прекрасных женщин: Орнеллы Мутти и Моники Белуччи, Сабрины Салерно и Рафаэллы Карры, а ещё, страна живописцев, архитекторов, скульпторов, поэтов и композиторов...
Романтические прогулки с любимой на гондоле, серенады под окном при луне, шумные карнавалы и маскарады, праздники улиц и городов, жаркие улицы и тёплое море, тихое журчание струн мандолины и гитары... Из всего этого рождается прекрасная итальянская музыка.
Особенности Италодиско Во-первых, это врождённый итальянский романтизм (Италия - страна Ромео и Джульетты). Вспомните Gazebo, и его лирическую и немного грустную песню "I like Chopin", которая вызывает щемящие сердце эмоции. Основная тема песни играется конечно на фортепиано. Голос исполнителя грустный, нежный. Он как будто упрекает свою любимую, но в его голосе всё равно столько любви! При всём сентиментализме, песни эти всё-равно очень лёгкие и весёлые. Они будто бы наполняют изнутри какой-то чистой энергией радости, кажется, что ещё немного и ты пустишься в пляс.... Музыка из Италии весёлая и энергичная, лёгкая и заводная. Праздничная мелодия, стреляющие звуки ударных, от которых бежит мороз по коже; влекущий голос, поющий почти всегда по-английски, но с неистребимым итальянским акцентом!   В общепринятой всемирной музыкальной терминологии (я подозреваю, что её создавали в Америке), диско-музыкой называется только то, что мы договорились называть ранним диско, музыкой 70-х, эпохой, в которой впервые стал употребляться термин диско. Действительно, в начале 80-х в Америке перестало исполняться диско, но от этого оно не прекратило своего существования, и италодиско, лучшее продолжение диско 70-х!  С каждым десятилетием музыка увеличивала своё темп, поэтому италодиско энергичнее, чем диско 70-х. Но тем не менее, это тоже диско, самое настоящее! И от диско 70-х, своего предшественника в италодиско взято немало. Прежде всего это необыкновенная страсть к спецэффектам. Сейчас применять спецэффекты считается дурным вкусом, дешёвкой. Тогда же они только входили в моду. Они самыми разными, но всегда очень необычными: разряды молний, громоподобные удары по тарелкам (клэп, хай-хэт, снэйр), конечно же звуки из космоса (голоса роботов, вой сигнализации, рёв турбо двигателей) и просто жизненные - визг тормозов, пение птиц, шум дождя, и даже "художественный кашель", как у группы Scotch в песне "Disco Band". Очень модно и у них, и у нас были повторы одного и того же слова, как на заезженной пластинке. Примерно как в песне "Paninaro" группы Pet Shop Boys: «Mo… mo… money; A… A… Armani». Всё это пришло из 70-х. Всё это сделало итало диско идеальным для дискотек, как в самой Италии, так и в Германии, Испании, Франции и в СССР. Кроме спецэффектов песни в стиле италодиско часто сопровождались весёленькими клавишными мотивчиками, смехом. Это весёлая, радостная музыка, несущая радость и хорошее настроение, в отличие от того же евродиско, где часто замечательные Боленовские хиты пелись скрипучим голосом, с надрывом, сопровождаемым стонами и визгом бас-гитары.  Наибольший расцвет стиля пришёлся на 86-88-е годы. Типичными представителями стиля стали: Ken Laszlo ("Hey, Hey Guy", "1234567"), Linda Jo Rizzo ("Heartflash"), Scotch ("Disco Band"), Radiorama ("Aliens", "Nightmare", "Yetti", "Chance To Desire"). Savage ("Only You", "Radio", "Tonight"), Patty Ryan ("Stay With Me Tonight"); Fancy("Bolero", "Slice Me Nice") и многие, многие другие...   Стиль был настолько популярным, что расплодилось бесчисленное число известных и малоизвестных студий звукозаписи, которые создавали новых звёзд, записывали им новые хиты и продюсировали. Самые известные, это конечно же ZYX Music, Baby Records и Night 'N' Day Records. Кроме этого: Crash, Cruisin', D.I.D., Fly Music, Hiss, Hole, Italian, Many, Memory, Merak, Out, Pongo, Proto, Sensation, Squish, Tanga, Thick, Trash, X-Energy... Такая большая конкуренция приводила к тому, что выживали только самые сильные композиции. Этим-то и можно объяснить такое отличное качество итало диско.     
Боби и кокетки...  Одной из самых ярких девчоночьих групп в стиле итало диско стала группа "The Flirts" ("Кокетки"). Продюсером группы стал Бобби Орландо, американец. Бывший боксёр, он основал студию O'Records, кстати очень маленькую, в которой создавалось по 30 песен в месяц. Поначалу он сотрудничал с Divine, но потом он решил создать свой собственный проект. В чём-то это был предвестник нашего "Миража". Для съёмок на обложках пластинок и выступления в клубах было взято три девушки. Музыку же для них писали и пели совершенно другие люди. Бобби оказался очень талантливым аранжировщиком. Он не только экспериментировал со всей этой модной электроникой, но и применял приёмы, описанные в брошюрках "Любителям магнитной записи и воспроизведения" - менял скорость воспроизведения, вокала, применял асинхронное "пение между нот", как в песне "Passion". Группа "The Flirts" всегда славилась своими замечательными аранжировками. Особый аромат группе придал некоторый панковский налёт, который им создали имиджмейкеры. Три девчонки-хулиганки в рваных джинсах. Примерно такое же амплуа было и у английской Bananarama.  В 1984-м году выходит культовая песня "Loveless", которую иногда почему-то называют "August". Позднее, Бобби переметнулся на группу Pet Shop Boys и потерял всякий интерес к проекту "The Flirts". Девушки-модели часто менялись, управляли ими зачастую случайные люди. Тем не менее, альбомы продолжали выпускаться аж до 1992-го года. И песня 92-го "Take A Chance On Me" совсем неплохая вещь. В середине 80-х одна из девушек отпочковалась из "The Flirts". В группе её звали Кристина, а в миру она стала Linda Jo Rizzo ("You My First, You My Best"), ещё одна классическая звезда италодиско, неоднократно входившая уже сольно в сборники "The Best of Italo Disco".
На девчонок мы больше...  Ещё одной классной группой стал панк-диско проект Scotch ("Виски"). Два парня в эксцентричной манере пели о том, что на девчонок мы больше не глядим. Теперь уже тексты группы выглядят немножко наивными, но тогда на такие хиты, как "Disco Band", "Plus, Plus" и "Deliromind" шли просто на ура. На песню "Disco Band" был снят весёлый видеоклип про больницу.
1,2,3,5,6,7,8 и...  Популярнейшим классиком жанра был и загадочный итальянец Ken Laszlo. Он исполнял замечательные звёздные хиты, ставших впоследствии культовыми для всех сборников и дискотек: "1,2,3,4,5,6,7,8", "Hey, Hey Guy", "Glasses Man". После 90-го года Ken он выпускался большей частью студийно. Новые песни в попсовых и дэнсовых аранжировках, которые выпускались для Kena в 90-е годы - обычная дешёвка, которой тонны. Вторую популярность они ему не принесли, и он ушёл на покой, навсегда оставшись в 80-х. Теперь это убелённый и умудрённый аксакал диско с профессорской бородкой.
Radiorama - вампиры и пришельцы  Главным идеологом италодиско можно назвать Мауро Фарина. Будучи одним из самых успешных итальянских продюсеров, он выпустил проект "Radiorama", который стал вершиной олимпа италодиско. В 1984-м году Мауро Фарина вместе с двумя продюсерами Giuliano Crivellente и Giacomo Maiolini организуют собственную студию по подготовке молодых звёзд. Надо отдать должное Мауро в его необычайной плодовитости. Хиты так и слетали с кончика его пера. Студия набирала профессиональных моделей и делала из них звёзд. Пел за них также Мауро, так как он при всей плодовитости имел и отличный голос. В 1985-м он решается создать свой проект под названием Radiorama. Первым хитом стала песня "Chance To Desire", которая сразу же завоевала бешеную популярность. Она выходит синглом и сразу же расходится. В 1986-м году выходит альбом "Desires And Vampires", продолживший то же направление. Музыка в проекте была сильная, звучание таинственное, мистическое. За основу были взяты фантастические рассказы о пришельцах, вампирах и снежных людях. Песни исполнялись на два голоса - мужской и женский, сцена оформлялась интерьером иных миров. Во время концертов на сцену выпускали ручных роботов и инопланетян. Музыкальный мир погрузился в фантазии Фарины... Radiorama - это кладезь хитов италодиско; над ней работали классики стиля, и они старались вложить в неё лучшее. Самый первый проект с таким тяжёлым, леденящим душу звучанием, самый первый по спецэффектам и аранжировкам. В 1987-м выходят шедевры: "Yeti", "Alines". Основной ориентир был сделан на максимальную прибыль, поэтому многие участники группы не выдерживали быстрых темпов, частых гастролей и большого количества концертов. В Radiorama началась текучка. За время своего существования она сменила массу солистов и солисток. Сам Мауро перестал выступать со сцены, так как и возраст давал себя знать, и бизнес на студии стал хромать. Новых солистов, которые постоянно менялись, публика принимала неохотно. Мауро перестал писать сам для своего проекта, привлёк новых людей. Это погубило Radiorama .Чехарда солистов и стилей отвратила старых поклонников от группы, которая то скатывалась к откровенной попсе, то вдруг принималась частить евробитом. С начала 90-х Мауро руководитель студии S.A.I.F.A.M., которая занимается клубной и танцевальной музыкой в Италии и Европе. На ней кстати нашли свой последний приют многие закатившиеся звёзды италодиско, в том числе и Ken Laszlo. Студия довольно современная и давно уже не вспоминает про своё диско прошлое, однако и больших шедевров от неё не видно... Хиты поставлены на поток, и слетающим с конвейера хип-хопом, трансом и R&B уже никого не удивишь...  Radiorama - не единственный студийный проект того времени. Конечно до того, чтобы выступать одновременно в нескольких городах не доходило, но не своими голосами пели тогда многие: Den Harrow ("Don't Break My Heart"), Eddy Hungtington ("U.S.S.R", "Physucal Attraction"), The Flirts... Этот список можно продолжать бесконечно.  Вот небольшая хронология, помогающая восстановить положение вещей в Музыкальной Европе второй половины 80-х годов.  
Хроники Итало  В 1985-м году у английской Baltimora выходит хит "Tarzan Boy", в стиле диско, в котором солист издаёт клич, напоминающий победный вой непобедимого Тарзана. Также в этом году мы узнаем Miko Mission "Two For Love" и Midnight Passion "I Need Your Love". 1986-й год также был богат на новые хиты. Lian Ross спела свой суперхит "Say You Never", Eddy Hyngtington замахнулся на СССР, спев песенку "Back In USSR", кстати отличная вещь! В 1986-м же году широкую известность получает англичанка Samantha Fox с песней "Touch Me". 1987-й год становится годом выхода в свет Dan Harrow, секс-символа поп-музыки, который до этого был фото-моделью. В этом же году появляется сексуальная Sabrina с зажигательной фигуркой, спевшая "Boys", песню, прославившую её на всю жизнь и как модель и как певицу. В 1987-м году Ken Laszlo спел свои "1-2-3-4-5-6-7-8", а Riky Maltese "Rainy Day".  Тем временем в Европе уже отцветает евродиско. Дуэт Modern Talking, как идеолог стиля прекращает своё существование. Появляется Blue System. В этом же году в диско музыку начинают входить то, новое, что потом назовут евродэнсом. Это и рэп и новые синтезаторы, инструменты, и иные спецэффекты. Клубные DJ-и уже экспериментируют с более тяжёлым звучанием, но пока эта музыка широкого распространения не получает. В 1988-м году италодиско окончательно закрепляется, как главенствующий. Это и становится началом его конца. Выходят замечательные песни немецкого проекта Baby's Gang "Challenger", "Happy Song", Joy Yellow "I'm Your Lover", Denise "Disco Maniac", Brian Ice "Over Again", Radiorama "Abcd" (за такую песню Мауро должно быть стыдно. Кому угодно - Arabesque, The Flirts такое можно было бы простить, но только не такому замечательному композитору! ). Но Radiorama не единичный случай. Ещё несколько проектов переходит на чистый поп, в том числе и Eddy Hungtington. В 1988 он спел последнюю свою диско композицию "Physycal Attraction". Все понимают, что дни италодиско, да и диско вообще сочтены... 1989-й год - перепутье. Стиль ещё в очень большой моде, но приходят новые проекты, которые активно вытесняют его с главенствующих позиций. Для итало диско 89-й год можно назвать началом конца. Голландский проект Technotronic вывел наконец стиль евробит на большую сцену, да и остальные течения (рэп, зип-хоп, латино, поп) очень сильно влияют на стиль. Студии начинают экспериментировать, и все новые песни стараются выдержать в новом стиле, отчего они только по моему потеряли. Но не возвращаться же назад? Тем не менее, вот итало диско 89-го: Miko Mission "One Step To Heaven", Alan Barry "Tell Me The Reason" и альбомы Radiorama "Four Years After" (солянка), Eddy Huntington выпускает "Bang Bang Baby" (попса чистой воды, после которой проект загнулся).  
    Евродиско и Италодиско - кто кого? Оставим пока Италию почивать на лаврах "музыкальной шкатулки" Европы, и перенёсёмся в Германию.В Германии были несколько другие приёмы составления музыки - более выраженные басы (гитарные рифы записывались вживую), более чёткий ритм, тоже спецэффекты, но совсем другие. Синтезаторы были немецкие, поэтому и клавишные партии сильно отличаются. Дуэт "Modern Talking обратил внимание на евродиско, как на стиль. Одну за другой, они выпускают свои новые композиции. Вслед за ними встают Bad Boys Blue, C.C.Catch, Sandra. Этим и был вызван бум немецкого диско. О нём мы скажем позже. Пока ответим только на один вопрос: "виновен ли евро-стиль в уходе италодиско?".  По идее, новый стиль должен был породить новую волну интереса публики и увести у старых кумиров их поклонников. В Европе границы были открыты уже тогда, и исполнители из Италии гастролировали и в Германии тоже, записывались на немецких студиях, поэтому бурный цвет евродиско запросто мог очень сильно мешать италодиско. Но этого не произошло, вернее, это не носило массовый характер.   Вспомним, почему мы называем и итало и евро одним словом: "диско"? Не потому ли, что эти стили очень похожи? А раз они похожи, то редкий обыватель сможет определить к какому стилю относится та или иная композиция. Одни и те же исполнители выпускали и евро и итало, не считаю откровенно попсовых вещей. На больших концертах они выступали на одной сцене. Дитер Болен с удовольствием писал для многих исполнителей италодиско песни в этом стиле, несмотря на то, что был главным автором евродиско. О каком тогда вытеснении может идти речь? Поэтому термин италодиско скорее коммерческий, чем музыкальный.  Поклонников собирает не стиль, а исполнитель. Новые проекты: "Modern Talking", "C.C.Catch", "Sandra", "Bad Boys Blue", конечно нашли свой круг почитателей, и он был огромный, но поклонники эти были прежде всего среди немцев, так как это были немецкие проекты. Итальянцы же, вообще очень консервативная нация, отличающая зарубежные проекты от своих, так что, эти два стиля существовали параллельно, практически не мешая друг другу.

Послесловие...
А что же было дальше в Италии? Новая музыка евробит стала очень модной. Сменилась мода и в одежде. В италодиско были в моде пиджаки "летучая мышь", начёсы из волос, длинные шарфы и шляпы, дымчатые очки и полосатые майки. В евродиско всегда придерживалось рокерского стиля. Всё это ушло в прошлое в одночасье и теперь в моду вошли кожаные куртки на голое тело, непроницаемые круглые чёрные очки, причёска "площадка", кепки козырьком назад. Большая часть техно-исполнителей была чернокожими.
Далеко не все смогли переключиться на новое звучание. Большая часть групп как-то существовала старыми хитами, выступая успешно, но меньше, переиздавая сборники и "бесты" года до 93-го. Чтобы как-то продвинуть старые хиты, очень многие исполнители, не будучи в силах предложить публике что-то подобное по уровню, пытались сменить аранжировку, оставив вокал без изменения. В большинстве случаев эти попытки выглядели не только смешными, но и откровенно безнадёжными. Так ремиксы Bronsky Beat, Silent Circle, Video Kids можно назвать откровенно провальными. Музыка в них живёт отдельно от слов, голос сбивается, а новая музыка не попадает в такт. И даже Bad Boys Blue которое худо-бедно выступали все 90-е годы никогда не станут техно-исполнителями.
Были группы, которые пытались исполнять новые песни, решив кординально сменить имидж. Из них в 90-е выжили единицы, в основном те, кто перешёл на качественную попсу, как Sandra и Pet Shop Boys, например...
Подобно колоссу на глиняных ногах, италодиско распалось на много разных дочерних стилей и направлений - италопоп, италохаус, диско-хаус... Такого стиля больше нет. Итальянская музыка перестала быть авторитетной. Исполнителей из Италии, которые изредка мелькают на MTV, мы считаем ничем не лучше, чем из Америки, Австралии или Швеции. Тем не менее, история музыки из Италии на этом не закончилась. Эта страна подарила нам множество отличных проектов и в 90-х годах. Так в 1995-м году появляется чудесный техно-дрим проект Imperio, а группа Mo-Do стала классикой техно музыки. Популяризатор стиля dream-dance Robert Miles тоже был итальянец. И по сию пору Италия остаётся для нас той музыкальной шкатулкой, которая ещё подарит миру отличную танцевальную музыку!
Project Ispolin 2006. All rights reserved.
Сияние надписи

HISTORY of THE BEST ITALO DISCO

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz